Принять ребенка в семью – это ответственный шаг в жизни потенциальных родителей. Мотивы, побуждающие взрослых к такому решению разнообразны: желание отдавать свою любовь и заботу, решить таким способом проблемы взаимоотношений со своей второй половинкой, попытка найти замену умершему кровному ребенку и т.д. Многие семьи после принятия ребенка в семью сталкиваются со множеством психологических, эмоциональных, социальных трудностей. Замещающие родители, зачастую, оказываются не готовы к тому, что приходится находить общий язык с ребенком, прилагать много усилий для решения сложных ситуаций, возникающих в результате поведенческих особенностей подопечных. И если такой семье во время не прийти на помощь, то, как правило, возникает кризисная ситуация.
Наш Центр работает по нескольким направлениям, которые осуществляют деятельность, направленную на пропаганду и поддержку семейных форм устройств детей.
В своей деятельности мы руководствуемся нормативно-правовыми документами, одним из которых является приказ министра социального развития Новосибирской области №840 от 10.09.2015 г. «О порядке организации и осуществления сопровождения замещающих семей на территории Новосибирской области».
На базе МКУ ЦССУ «Дорогинский» с 2012 года работает служба сопровождения замещающих семей.
Главная цель работы службы: осуществление комплекса мер, направленных на оказание социальной, правовой, психологической, медицинской, педагогической поддержки и помощи детям и родителям в замещающей семье.
Сопровождение осуществляется по трем основным направлениям:
- социально-правовое;
- социально-педагогическое;
- социально-психологическое.
Социально-правое направление: консультативная поддержка по различным аспектам защиты прав и законных интересов детей и замещающих родителей, а также предоставление юридической помощи.
Социально-педагогическое и социально-психологическое направления включают в себя:
- консультации по вопросам развития, воспитания и обучения детей;
- организация обучающих занятий для родителей, направленных на повышение родительской компетентности;
- сопровождение замещающих семей в соответствии с разработанной индивидуальной программой семьи;
- оказание психологической помощи ребенку, помещенному в семью в вопросе адаптации.
Этапы адаптации ребенка в семье

Самая востребованная услуга:
консультации по вопросам воспитания детей, управления поведением ребенка, преодоления проблем во взаимоотношениях.

Порочный круг:

Алгоритм сопровождения
1. Знакомство. Беседа.
2. Разработка рекомендаций, памяток для членов семей по результатам проведенной диагностики и выявленным проблемам.
3. Индивидуальное консультирование членов замещающих семей.
4. Итоговый мониторинг.
Основные формы деятельности на основном уровне:
-индивидуальное и групповое консультирование родителей и детей, в том числе по вопросам предоставления мер социальной поддержки (на базе Центра, выездное, по телефону);
-проведение групповых занятий (детско-родительские группы);
-оказание помощи в оформлении документов;
-организация и проведение семинаров, мастер- классов, «круглых столов», лекционных занятий, праздников и других мероприятий для замещающих семей, направленных на популяризацию семейной заботы о детях.
Мониторинг состояния и развития осуществляется в разных формах:
-при встречах с детьми и семьями во время посещения Центра;
-при посещении семьи специалистами;
-по оценке состояния развития ребенка и эффективности выполнения индивидуального плана сопровождения семьи.
Очевидно, что благополучие семьи – это благополучие ребенка.
Поддержать семью, оказать помощь –
важнейшая задача специалистов службы
сопровождения.
Встреча с замещающими родителями
На запланированной встрече специалистов службы сопровождения с замещающими родителями обсуждался очень сложный для большинства взрослых вопрос: как сделать так, чтобы ребенок самостоятельно выполнял школьные домашние задания, не испытывал перенапряжения в школе и дома; как действовать родителям, чтобы повлиять на непослушное чадо и, вместе с тем, сохранить во взаимоотношениях любовь, уважение и адекватную самооценку как у взрослого, так и у ребенка.
Многие опекуны были удивлены простотой предлагаемого метода: больше внимания обращать на возрастные изменения в ребенке, начиная уже с 5–летнего возраста, не позволять самим себе подавлять потребность растущей личности, ощущать себя взрослым. Одна из причин детской «лени», нежелания преодолевать трудности, безответственности и несамостоятельности – это результат неправильного подхода к воспитанию. Желая ребенку все только самое лучшее, стараясь оградить его от трудностей, с которыми он вполне может справиться сам, «заботливые родители» бессознательно, не задумываясь, сами делают из нормально развивающихся мальчиков и девочек, зависимых от их помощи, от их контроля, с привычкой манипулировать поведением всех детей.
Для более старших детей к уже имеющимся причинам, могут добавляться такие, как: стрессы в школе – плохие отношения с одноклассниками, учителями, оскорбления, страх; ссоры в семье – неблагополучная обстановка между близкими людьми - серьезное препятствие к хорошим оценкам; плохая компания подростка, зависимости; слишком много контроля и помощи, сопротивление давлению.
Если правильно понять причину нежелания учиться у ребенка, попытаться изменить сначала свое поведение, а уж потом требовать изменения поведения у ребенка, то можно считать, что 50% проблемы уже решены. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало! Ребенок, который учится и ведет себя хуже всех, нуждается больше всех в помощи со стороны понимающих взрослых!
Мамин праздник
Мама – хранительница, берегиня Дома, Жизни, Любви, Души. Женщинам-матерям посвящен праздник, который в России отмечается в последнее воскресенье ноября – День матери. 16 ноября состоялась тёплая встреча с ребятами и их опекунами, посвященная празднику мам, в читальном зале районной библиотеки г. Черепаново.
Какой же праздник без цветов?! Ребята, проживающие в замещающих семьях, для любимых и родных бабушек и тёть изготавливали своими руками цветочные букеты. У каждого он получился свой, необычный…
В то же время взрослые для своих любимых деток подготовили необычный сюрприз – нарисовали портреты своих детей. Бурю эмоций и восторга вызвал поиск себя в общей «картинной галерее». Ребята говорили много теплых слов своим «мамочкам», даря цветы, сделанные своими руками.

Мероприятие для старшеклассников «В мире профессий»
Выбор профессии в жизни каждого человека – это, в известной мере, выбор судьбы. А принимая во внимание то, что мир профессий в начале XXI века вырос до 40 тысяч, с каждым годом становится все труднее и труднее выбрать в этом океане дело своей жизни, чтобы оно было и по вкусу, и по плечу, и, что немаловажно, достойно оплачивалось.
Для того, чтобы ребятам, проживающим в замещающих семьях, было легче делать выбор, специалисты службы сопровождения проводят цикл мероприятий по профориентации. Занятие было проведено на базе Молодёжного центра г.Черепаново.
Будущие абитуриенты вывели формулу выбора профессии – сделать правильный выбор, значит найти профессию, которая соответствует твоим интересам и склонностям, возможностям и способностям, спросу на рынке труда. Также им представилась возможность во время выполнения различных упражнений вспомнить основные виды профессий, самые распространенные в нашей стране профессии и навыки, которыми должен владеть человек, работая в ней.
круглый стол "Взгляд в будущее"
Все мы знаем, что выбор профессиии - это сложный и ответственный шаг в жизни каждого подростка, где приходится сталкиваться с различными препятствиями. Прежде всего, выпускники имеют поверхностное и искаженное представление о профессиях, их выборе и их получении.
Специалисты службы сопровождения собрались в уютном зале 11 матра 2023 года со старшеклассниками и их замещающими родителями для обсуждения вопроса выбора профессии и опасений, связанных с ним. Опекуны на своих примерах рассказали о необходимости делать правильный выбор, потому что это одно из главных составляющих профессионального и личностного роста. А если человек не любит свою профессию, то он не подходит к ней творчески и не переживает радость от труда, не может развить свои способности.
